Анализ первопричин отказов (RCFA) — ключевой элемент повышения надежности

Многие компании и организации уже несколько лет находятся на пути к работе с надежностью оборудования.

Существует множество элементов обеспечения надежности — создание культуры, ориентированной на надежность, отслеживание ключевых показателей, программы устранения ошибок персонала и разработка планов обеспечения надежности оборудования — и это лишь некоторые из них. Но одним из ключевых элементов  надежности и очень важный для улучшения показателей надежности оборудования является анализ первопричин отказов (RCFA).

Одним из распространенных инструментов для облегчения и документирования RCFA является карта причин или диаграмма причин и следствий.

Cause Mapping — очень гибкая платформа, которая позволяет использовать ее для расследования любых сбоев, независимо от типа оборудования, отрасли или сложности.

Картирование причинно-следственной связи начинается с первичного следствия, где первичным следствием является исследуемая фундаментальная проблема. Из этого первичного следствия проистекают различные возможные причины.

Пример:

Остановился насос перекачки нефти.

1. Задается вопрос по почему?
Ответом будет перегрузка электродвигателя.

2. Следующий вопрос, почему на электродвигателе высокие токи?
Разбор подшипниковых узлов электродвигателя выявляет разрушение подшипника скольжения.

3. Почему подшипник разрушился?
Использование разных типов смазок при обслуживании.

4. Почему применяются разные смазки?
Персонал не изучил эксплуатационную документацию на электродвигатель.

5. Почему обслуживающий персонал не знает требования нормативной документации?

В должностной инструкции нет требований к проведению работ.

 Данные собираются и используются в расследовании, чтобы помочь команде определить первопричину расследуемой неисправности. Определение основной причины сбоя — лучший способ разработать надежное решение, чтобы исключить повторение этого сбоя.

Процесс RCFA

Некоторые организации выделяют пороговые критерии для того, когда задействовать полную RCFA, которые должны быть зафиксированы подробным RCFA:

  • стоимость инцидента
  • серьезность безопасности, здоровья,  окружающей среды
  • цели, определяющие процент всех отказов

Когда выполняется полное детальное RCFA, в дело вовлекается рабочая группа, которая должна принять активное участие в расследовании. Команду возглавляет эксперт RCFA, члены команды которого представляют специалистов по эксплуатации, техническому обслуживанию, надежности, промышленной безопасности и охране труда, в некоторых случаях, производитель оригинального оборудования (OEM).

Эффективный RCFA, использующий подход картирования причин, дает несколько преимуществ. Во-первых, это устраняет субъективность и предвзятость расследования, что может стать серьезной проблемой — человеческая природа часто вносит предубеждения. Кроме того, это эффективный процесс, поскольку метод сопоставления причин упрощает сбор данных (а не «дробный» подход к сбору данных) и сосредотачивает внимание группы на том, где искать дополнительные данные и информацию, относящуюся к возможным первопричинам. Кроме того, побуждая команду исследовать первопричину, RCFA предоставляет эффективные решения, что является конечной целью любой RCFA. Наконец, процесс RCFA обеспечивает очень хорошую документацию всего расследования сбоя. Хорошо выполненный RCFA, использующий подход картирования причин, может полностью использовать коллективную силу команды для определения надежных решений,

Когда и где использовать RCFA

Наиболее очевидное время для использования рабочего процесса RCFA — после критического отказа оборудования. Рабочий процесс RCFA может использоваться для исследования (и устранения) любого сбоя, проблемы или недостатки в организации. Например, расследование RCFA может помочь в случае сбоев в бизнесе. RCFA можно использовать для изучения проблем системы управления, которые являются системными для всей организации, тем самым становясь более перспективной и проактивной методологией для решения проблем систем институционального уровня, которые приводят к проблемам/сбоям во всей организации. Дело в том, что эффективная выгода от RCFA выходит далеко за рамки просто отказов оборудования.

Также может быть очень полезно запустить начальную карту причин RCFA во время разборки и восстановления оборудования в результате незапланированного отказа на критически важном элементе оборудования, с пониманием того, что у вас еще не будет собрана полная команда, и вы, вероятно, не завершите полное расследование RCFA перед возвратом оборудования в эксплуатацию. Но если инженер по надежности запускает карту причин RCFA во время демонтажа и восстановления оборудования, работая совместно с группой технического обслуживания, это дает как минимум два преимущества. Во-первых, в нем сосредоточены усилия не только на возвращении оборудования в эксплуатацию, но и на том, что вызвало незапланированное событие. Иногда это может привести к более очевидным корректирующим действиям, которые необходимо выполнить перед перезапуском, возможно, во избежание второго незапланированного события после запуска. Второй, могут потребоваться некоторые данные для полного RCFA — они не будут завершены до момента запуска — которые могут быть собраны только при открытом оборудовании или при выключенном агрегате. Ожидание запуска RCFA до тех пор, пока оборудование не будет перезапущено, может помешать тому, чтобы некоторые ключевые данные не использовались для расследования сбоя. Именно здесь организации, в которых есть отдельные организации по техническому обслуживанию и обеспечению надежности, могут извлечь выгоду из того, что не объединены функции технического обслуживания и обеспечения надежности.

Изменение культуры

В последние годы было много дискуссий о формировании культуры надежности в организации. За надежность отвечает не только группа по надежности, но и все: техническое обслуживание, проектирование, безопасность, закупки, продажи, бизнес-команды и т. д. Одно из интересных преимуществ организаций, которые полностью приняли рабочий процесс, RCFA, что со временем люди начинают анализировать повседневные проблемы по RCFA. Теперь организация начинает развиваться в культуре, которая не приемлет неудач и формирует образ мышления, помогающий устранять неудачи во всей организации.

«Не было гвоздя —
Подкова
Пропала.

Не было подковы —
Лошадь
Захромала.

Лошадь захромала —
Командир
Убит.

Конница разбита —
Армия
Бежит.

Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.»

С. Маршак

Новую информацию выкладываю на Дзен https://dzen.ru/alexgold

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *